Психолог — это человек, получивший профессиональное образование, подтвержденное дипломом. Наличие «корочки» дает право заниматься профессиональной деятельностью.
Вам, конечно, знаком термин «практический психолог». Практический психолог, в отличие от психолога-теоретика, который занимается изучением психологии в лабораторных условиях, применяет все достижения науки на практике, консультируя людей по их проблемам.
Какими качествами должен обладать психолог, чтоб он мог помогать людям?
Во-первых,терпением.
Во-вторых, умением слушать собеседника и становиться на его позицию.
В-третьих, умением сохранять «холодную» голову в критические для клиента моменты.
В-четвертых, искренним стремлением помочь человеку, доверившемуся ему.
И уж точно психологом не может быть человек алчный, завистливый, неуравновешенный, резкий.
В своей работе психологи соблюдают нормы профессиональной этики: уважение к клиенту и его взглядам, недопущение дискриминации, соблюдение тайны консультирования, принцип «Не навреди!»
Теперь немного о мифах, которые существуют вокруг понятия «психолог».
МИФ ПЕРВЫЙ: «Я не больной, чтоб идти к психологу!». Корни этого мифа в ложном мнении, что психолог и психиатр — это одно и то же. Нет! Психиатр — это врач. Он работает с состояниями, требующими медицинской коррекции (помещения в стационар, приема лекарств). С такими зависимостями, как алкоголизм, наркомания работают психиатры.
Психолог не имеет медицинского образования. Он работает с людьми, проблемы которых носят временный характер и могут быть ими преодолены без вмешательства врача. В сложных случаях психолог может направить клиента на консультацию к психиатру.
- МИФ ВТОРОЙ: «На самом деле психологи ничего не могут, кроме того, чтобы говорить умные вещи. Но помочь они не могут».
Как вас убедить в том, что это неправда? Много раз мне самой удавалось помочь людям в трудных ситуациях. Я видела, что после консультации (или нескольких консультаций) к людям возвращались силы, появлялась вера в то, что все проблемы разрешаться.
Роль психолога не в том, чтобы решить проблему ЗА клиента, а в том, чтобы клиент САМ нашел в себе силы идти по этому пути. И дошел бы туда, куда он хочет.
Мне встречались клиенты, которые декларировали желание избавиться от какой-либо ситуации. Но на самом деле, им было удобно жить так, и ничего менять они не хотели. В этом случае с клиентом «каши не сваришь».
МИФ ТРЕТИЙ. "Психологи - это совершенно особые люди, не имеющие своих проблем. Если у психолога проблемы - то он плохой специалист".
Это не так. Психологи — нормальные люди, и у них бывают и проблемные ситуации и стрессы. И в этом случае профессионализм психолога заключается в умении преодолеть трудности и выйти из них с новым знанием. Пока у психолога трудная ситуация (например, в семье), ему на эту тему лучше не консультировать клиентов.
Кем не является психолог?
- Психолог — это не врач. Почему — смотри выше.
- Психолог — это не учитель, не наставник. Он не знает «как правильно». У каждого клиента своя правильность. Цель — найти вместе с клиентом лучшее решение. Например, один человек ищет воду. А у второго есть лоза. Они объединяются и находят воду.
Психолог — это не волшебник. Если вы пришли с «застарелой» проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после одной консультации.
- Психолог — это не друг. Психологи не работают с членами своей семьи и друзьями, т.к. это серьезно ухудшает эффективность процесса.
Так кто же такой психолог? Это специалист. Это человек, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдете на свет.
Педагогическое кредо: " Каждый ребенок особенный - это бесспорно
с каждым работать нужно упорно.
Решать проблему сообща.
К достижению качества,
через достижение личности.
Найти правильный подход к детям, родителям и педагогам."