Консультация для педагогов:
"Профессиональное выгорание: диагностика и профилактика"
Чем обусловлена напряженность в работе педагогов?
Каковы её причины?
Факторы напряженности педагога
- Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
- Загруженность рабочего дня;
- Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
- Чувственность к имеющимся трудностям;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка;
- Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности;
- Владение современными методиками и технологиями обучения.
- Повышенная напряженность может привести как к пассивным защитным реакциям, так и к агрессивному поведению, эмоциональным срывам, несдержанности, немотивированной грубости, оскорблениям.
- Свое раздражение и возбужденное состояние педагоги не редко переносят на детей.
- Переутомленный педагог не настроен на позитивное восприятие любых нововведений.
Профессиональное выгорание - это синдром , развивающийся на фоне хронического стресса и ведущих к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Фазы и симптомы стресса
- Нервное напряжение, которое создают: - отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, "трудные дети".
Симптомы: - переживание, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в "клетку", тревога и депрессия.
2) Сопротивление - во времени которого, человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Симптомы: - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, выборочное выполнение профессиональных функций.
3) Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, который наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Симптомы:- эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
- приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с коллегами;
- появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
- безразличие ко всему.
Три аспекта профессионального выгорания.
- Снижение самооценки
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяния.
2. Одиночество
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
- Эмоциональное истощение, соматизация
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции строго на опасную ситуацию);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течении всего дня;
- одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Вторая группа
Социально- психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия;
- повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;
- частые нервные срывы;
- постоянное переживание негативных эмоций для которых во внешней ситуации причин нет;
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что « не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
Третья группа
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, несоответствующие служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.
Проявление педагогического выгорания у педагогов (по стажу работы)
- Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет;
- 8-11% - от 1 до 3 лет и у педагогов с 10 летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты,
- 22% - от 15 до 20 лет.
Ситуации, влияющие на возникновение педагогического выгорания:
- начало новой деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция - адаптационная);
- ситуация эмоционального неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция - защитная);
- проведение открытых мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворение;
- окончание учебного года.
Причины возникновения педагогического выгорания.
- Не соответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка.
- Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам.
- Жесткие временные рамки деятельности.
- Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
- Ответственность перед администрацией, родителями, обществом за результат своего труда.
- Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций в общении с детьми, родителями, администрацией.
Профилактика профессионального выгорания.
Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием:
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
- стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
- удовольствие;
- умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
- стремление бороться со своими негативными убеждениями;
- создание или принадлежность к какому-либо сообществу.
3. Повышения уровня профессионального мастерства.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во- первых:
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во- вторых:
- опыт успешного преодоления профессионального стресса,
- высокая мобильность,
- открытость,
- общительность,
- самостоятельность,
- стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности — как в отношении самого себя, так и других людей и в жизни вообще
Профилактика профессионального выгорания.
- Не скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- Не позволяйте чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагать помощь.
- Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать Вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте Ваши желания прямо, ясно и четко, говорите о них семье, друзьям по работе.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это возможно.
Советы:
- будьте внимательны к себе, это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости;
- любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться;
- подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит Вам обрести себя, поверить в свои силы;
- перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе;
- перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста своей. Не вместо людей, а вместе с ними;
- учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий;
- если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: Так ли это ему нужно? А может он справиться сам?
- старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
- найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
- не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
- не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
- старайтесь реже говорить:"Я этого не могу сделать";
- используйте возможность выступить с речью;
- следите за фигурой;
- маленькие радости в Ваших руках;
- не забывайте, что Вы красивы !!!
Литература.
- Макарова Г.А. "Синдром эмоционального выгорания".
- Бабич О.И. "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов". Волгоград 2009.
- Водопьянова Н.Е. "Синдром выгорания: диагностика и профилактика". Питер 2005.
- Рычкова В.В. "Формирование эмоциональной устойчивости педагога". Чита 2005.