ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
Для закрепления различных речевых навыков у детей, родители могут проводить различные игры, игровые упражнения и задания. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
• «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
• «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
• «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
• «Приготовим сок». «Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из слив... (сливовый); из вишни... (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
Одна из рубрик «Домашней игротеки» — «Мастерская Золушки».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
• Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
• Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
«По дороге из детского сада (в детский сад)».
• «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
• «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
• «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребенка.
• «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
• «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.
«Подвижные игры».
• «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...»
• «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Литература: Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 6. – С.54.