Общие рекомендации родителям
1. Безусловно, принимать ребёнка - значит любить его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие его.
5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.
8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
9. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
10. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
11. Правила (ограничения требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.
12. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:
«Мне хорошо с тобой»
«Я рад (а) тебя видеть»
«Хорошо, что ты пришел»
«Мне нравится как ты...»
«Как хорошо, что ты у нас есть»
«Ты мой хороший».
14. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям будущих первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.
Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее, могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Это залог успеха!
Как подготовить ребёнка к школе.
Советы для родителей
Описание материала: Предлагаю Вам практические рекомендации педагога-психолога для подготовки дошкольников к будущему обучению. Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников. В круговороте повседневной жизни мы буквально не замечаем, как растут наши дети. И вот, наконец, наступает волнительная и самая, пожалуй, важная пора для родителей и ребёнка – поступление в 1-ый класс. Как эффективно подготовить ребёнка к школе, какие занятия следует посещать, какими основными знаниями и навыками должен обладать будущий первоклассник – всему этому посвящена данная статья.
Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе. последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Обусловлено это явление, прежде всего, усложнившейся программой школьного обучения. На сегодняшний день существует множество различных вариантов подготовки ребёнка к школе: специальные занятия, организованные в детском саду, который посещает Ваш ребёнок; дошкольные гимназии (организованные, как правило, на базе образовательного учреждения); всевозможные детские центры; клубы творческого развития; частные репетиторы. Некоторые родители предпочитают заниматься с ребёнком самостоятельно. Какой способ предпочтительнее?
Во-первых, следует учитывать, что в подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает Ваш ребёнок; огромную роль в успешной адаптации малыша играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать пятёрки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения. Разумеется, сухой формулировки о том, что «В школу ходят для того, чтобы учиться» также недостаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовки ребёнка к школе. Наряду с посещением балета, детских спектаклей, выставок, которые развивают творчество и эстетическое восприятие, следует уделять внимание и развитию естественнонаучных познаний ребёнка: ходить в обсерваторию, смотреть документальное кино о живой природе и т.д.
Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды), узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.
Таким образом, вариант подготовки на базе школы является наиболее удачным с точки зрения и познавательной, и психологической адаптации.
Второй вариант, который можно в данном случае порекомендовать, это – подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок ходит в детский сад). Однако здесь есть свои нюансы: к примеру, на таких занятиях не реализуется подготовка по соответствующей школьной программе (ведь малыши в будущем пойдут в разные школы).
Сейчас широкое распространение получили всевозможные подготовительные курсы в различных детских центрах. На первый взгляд, программа занятий там весьма насыщенная: часто кроме базовых дисциплин там предлагаются все виды танцев, йога, детский массаж и т.д. Таким образом, в подобных учреждениях предоставляется обширный набор занятий, не имеющих никакого отношения к подготовке ребёнка к школе. Несмотря на блестящие предложения и гарантированный высокий уровень подготовленности, записывать ребёнка на подобные занятия не рекомендуется по двум основным причинам: во-первых, в частных детских центрах занятия проводятся, как правило, по самостоятельным методическим разработкам (т.е., полученные Вашим малышом знания могут не соответствовать требованиям выбранной Вами школы); во-вторых, в частных центрах, к сожалению, уделяют мало внимания квалификации педагогов (часто это студенты 4-ого или 5-ого курса). В связи с этим качество подготовки в данных учреждениях весьма сомнительное. Но если Вы всё же решите записать ребёнка на подготовительные занятия в детском центре, то отдавайте предпочтение государственным, а не частным организациям.
Если Вы всё же предпочитаете частного репетитора, то стоит пригласить преподавателя из той школы, в которой будет учиться Ваш ребёнок. Данный специалист сможет предложить качественную подготовку исходя из реализуемой в школе образовательной программы.
Тем не менее, не стоит забывать, что все знания, полученные на подготовительных занятиях, необходимо повторять в домашних условиях с целью глубокого усвоения материала.
Каковы базовые знания, которыми должен
обладать будущий первоклассник?
1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).
Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.
4. Знать буквы алфавита.
В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно. В нашей школе достаточно, чтобы ребёнок просто знал буквы.
Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина (чтобы малыш мог изучить форму буквы); затем попросить будущего первоклассника предположить, какая эта буква на вкус? где она живёт и т.д. Таким образом, с помощью ассоциаций происходит более глубокое усвоение изучаемого материала. При этом занятие для малыша будет интересным и увлекательным.
5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.
6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
7. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).
В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.
8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).
Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.
9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.
Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.
Информацию подготовил педагог – психолог С.В. Пашковская